4.2.Воспоминания учеников П.Н. Филонова

Валентин Иванович Курдов (1905–1989) – художник, иллюстратор детской книги, плакатист. Окончил в Лениградский ВХУТЕИН в 1926 г. Посещал мастерскую Филонова во ВХУТЕИНе, был близок к группе Мастеров аналитического искусства, после 1926 г. занимался у К. Малевича в Гинхуке. Работал как иллюстратор в издательстве Детгиз.

Из воспоминаний Валентина Курдова:
… на смену индивидуальным мастерским в Академии был введен так называемый ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД ПРЕПОДАВАНИЯ: на курсе одновременно делались постановки по живописи профессорами различного толка и направления. Учащиеся на одном курсе занимались живописью у А.Е. Карева, А.А. Рылова, М.В. Матюшина, Г.Б. Бобровского, А.И. Савинова, А.И. Вахрамеева. Каждый педагог излагал свой метод. <…>

И как не парадоксально, но получалось, что «объективный метод» породил отрицание, неуважение друг к другу не только между педагогами, но и между нами, учениками. Образовались водкинцы, каревцы, матюшинцы, савиновцы. Считалось, что это были годы, пропавшие для студентов, для их образования. Не было единой школы и единой программы. Каждый преподаватель учил по-своему, как хотел, независимо от других <…>

Молодому художнику предоставлялась возможность самому разобраться во всех несогласиях, происходящих кругом, активно определить свое отношение к искусству и жизни. Так мы учились, и я думаю, уроки тех лет не пропали даром…

Филонов проповедовал свою «систему мирового расцвета», ниспровергая, как он выражался, все «академические нормы обучения искусству». Приехавший из Витебска К.С. Малевич провозгласил отказ от всякой изобразительности, выступил с декларацией УНОВИСА – Установителей нового искусства» беспредметного мира. <…>

Вольные художники Татлин, Малевич, Матюшин, Филонов со своими учениками бросили вызов академической школе <…> В мастерской Матюшина вели исследования по теории цвета, воздействии цвета на цвет, ставили опыты по методу «расширенного смотрения». <…>

Петров-Водкин боролся с академической системой внутри ее, стремясь сохранить профессиональные основы <…>

Филонов – извне – разрушая все ее основы, отрицая ученичество.

Павел Михайлович Кондратьев (1902–1985) – живописец, график, художник книги.

Начал заниматься живописью в изостудии пролеткульта в Рыбинске, параллельно работал хранителем в Рыбинском историко-художественном музее.

В 1921 г. поступил в Петроградские Высшие мастерские декоративно-прикладного искусства (бывш. Училище барона Штиглице), учился у А.Е. Карева, с 1922 г. – во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Петроград-Ленинград) – у А.И. Савинова и у М.В. Матюшина.

С 1925 г. начал посещать занятия у П.Н. Филонова. В 1927–1932 гг. – член коллектива МАИ, непосредственный участник знакового события в жизни творческого объединения – работа над росписями и участие в выставке «Дома печати» (1927). С 1932 г., не прерывая связи с Филоновым, работал под руководством К.С. Малевича, занимался проблемами живописи вместе с его учениками.

Кондратьев оказался одним из немногих, кому посчастливилось напрямую соприкоснуться и пройти школу великих мастеров русского авангарда: Матюшина, Филонова, Малевича.

Иллюстрации:

П.М. Кондратьев. Композиция с обнаженной фигурой. Конец 1920-х. Ярославский художественный музей

П.М. Кондратьев. Композиция с мужской фигурой. Конец 1920-х. Ярославский художественный музей

Из воспоминаний Павла Кондратьева:
1924–1925 годы. Академия художеств, мастерская М.В. Матюшина

Я попал к Матюшину примерно зимой 1924–1925-го годов, учился два года. <…> У нас было три мастерских по живописи – это мастерская Рылова [Аркадий Александрович Рылов (1870–1939)], Петрова-Водкина [Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939)], и Матюшина [Михаил Васильевич Матюшин (1861–1934)]. Матюшин сыграл огромную роль в понимании цвета. До этого мне приходилось видеть его таблицы в ГИНХУКе [Государственный институт художественной культуры], и многое было непонятно. Сложность была в том, что по программе мы должны были писать обнаженную натуру. Вот на ней Матюшин учил нас видеть цвет. <…>

Матюшин научил видеть цвет. Он ставил натюрморты, ставил натурщиков в цветных драпировках и показывал, как живет цвет и гармония цвета. <…>

Он учил долго вглядываться расширенным смотрением, чтобы сама фигура как бы была не в фокусе. Глаза вроде на 180 градусов. Обычно фигура ставилась на ярком цветном фоне. Только когда вокруг этой фигуры зажигалось как бы сияние, можно было начинать писать. Поэтому он требовал, чтобы каждый цвет или оттенок цвета был увиден и почувствован. Причем каждый художник понимает и чувствует, это главное, немножко иначе. Это ощущение гармонии как раз дал мне Матюшин.

1925–1932. Школа П.Н. Филонова.

Он [П. Филонов] учил нас пониманию формы, пониманию цвета в основном по принципу «сделанности». Основной его принцип был – «форма – любой формой, и цвет – любым цветом». Суть этого принципа составляла работа изобретенной формой. А что такое форма – он показывал на бумаге. Он учил работать от границ внутрь формы. Зачастую он говорил, что форма как бы сжимается в процессе работы, пока она не будет такой, что дальше ее уже нельзя держать.

Он работал по границам. Вот, к примеру, сфера, она как бы окружает форму и дает своеобразное толкование. То же самое и цвет. Он говорил, что любой цвет нельзя делать одним и тем же цветом. Нужно, наоборот, самыми разнообразными цветами. И все это должно быть напряжено. <…>

Принцип «сделанности» – это, по сути дела, принцип напряжения материала. Например, когда теперь у меня возникают какие-то затруднения, или я начинаю буксовать, или вдруг появляются элементы и моменты какого-то иллюзорного видения, иллюзорного языка, я обычно выхожу двумя путями. Первый – по принципу «сделанности», я начинаю работать от границы, пока не получится хотя бы один кусок не иллюзорный. Второй – иду от кубизма, т.е. – по принципу геометризации – отметаю все иллюзорные пространства, ощущения и т.п., это всегда выручает. А к чему прибегать – работа обычно сама диктует. Либо как-то через кубизм прийти с тем, чтобы вернуться к своему пониманию, но уже на пластической основе. <…>

Еще чему учил Филонов: во-первых, мы без натуры ничего не могли делать. Если нет натуры, мы беспомощны. Что хочешь и как хочешь, только через напряжение. Не надо бояться, что выдуманная форма нисколько не соответствует видимой. Это одно, чему он учил, – смелости, не бояться делать не так, как это принято, и не так, как учат. Во-вторых, он считал, что весь мир – видимый или духовного порядка – не может быть сведен в живописи только к отображению. Можно работать и так, но при этом художник сам себя обкрадывает. <…>

1932. Школа К.С. Малевича.

<…> мне еще хотелось знать другие системы, другие течения. <…> я пошел к Малевичу, чтобы понять и изучить и импрессионизм, и кубизм, и принцип Сезанна, и супрематизм.

Татьяна Николаевна Глебова (1900–1985) – живописец, театральный художник, график, иллюстратор

Иллюстрации:

Т.Н. Глебова. Рисунок «Штурм Зимнего». 1923–1932 гг. (использован для росписи вазы «XV лет Октября». 1932) Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Ваза «XV лет Октября». 1932. Авторы: форма: Я. Папушина, росписи: Т.Н. Глебова, исполнители: Г.М. Горьков, В. Миронович, М.П. Кириллов, Г.В. Баранов, Н.Ф. Даладугин. Государственный музей политической истории России

Т.Н. Глебова. Петух. 1930. Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Т.Н. Глебова. Портрет И. Браудо. 1930-е годы. Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Т.Н. Глебова. Портрет В.Н. Петрова. 1930-е. Государственный Русский музей

Т.Н. Глебова. Автопортрет с цветком каштана. 1936. Музей изобразительных искусств республики Карелия

Т.Н. Глебова. Групповой портрет. 1930-е годы. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Т.Н. Глебова. Портрет П.Н. Филонова. 1965. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Т.Н. Глебова. Автопортрет. 1937. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Т.Н. Глебова. Сценки в блокадном Ленинграде. Из серии «Ужасы войны для мирного населения». 1942. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Из воспоминаний Татьяны Глебовой:
Почему работы П.Н. Филонова произвели на меня сильное впечатление и почему я захотела учиться именно у него? 20-е гг. – время живых исканий новых путей в искусстве, еще не заторможенных насильственно. В произведениях Филонова мне тогда нравилось: пластическая гибкость и как бы движение на холсте изобретенных им форм, преодоление единства времени и пространства, глубина и богатство цвета. Его работы действовали не только на внешнее зрение, но и на внутреннее и казались сродни музыке, а музыкой я очень увлекалась. <…>

<…> Однажды Павел Николаевич дал мне важный урок. Увидя, как я медленно ковыряюсь маленькой кисточкой в дробном рисунке, нанесенном мною на холст, П.Н. взял большую кисть (флейц) и в один миг написал у меня на холсте широко и свободно крупную голову, объединив весь мой предварительный рисунок. Видя мое удивление такому нарушению его системы, он сказал: «Точка – это единица действия, а единица может быть различной величины». Этот урок развязал мне руки от скрупулезничания, в котором завязли многие его ученики. После этого моя работа пошла живей и свободней, а урок этот я запомнила на всю жизнь.

Из воспоминаний Татьяны Глебовой:
… Вот некоторые правила учения Филонова, которые я считаю самыми главными:

1. Состояние напряжения аналитической интуиции.

2. Напряжение консистенции картины до состояния биологической сцепленности частиц в природе.

3. Работа точкой как единицей действия (напряжение может быть достигнуто и крупной единицей).

4. Умение работать от частного к общему.

5. Действовать острой формой.

6. Работа выводом, то есть осознание всей концепции вещи и донапряжение ее через усовершенствование какого-либо куска картины.

7. Цветовой вывод, то есть напряжение всей картины через внезапное появление нового цвета.

8. Свободное обращение со временем и пространством.

9. Правило: пиши любой цвет – любым цветом и любую форму – любой формой.

10. Каждый мастер может работать в планах: реалистическом со ставкой на «точь-в-точь», сделанного примитива, абстрактном, изобретенной формой и в смешанном.

Павел Филонов: реальность и мифы / [сост., авт. вступ. ст. и коммент. Л.Л. Правоверова]. М. : Аграф, 2008. С. 203–205
Голенкевич Н. Петербургская школа русского авангарда в Ярославском художественном музее // Наше наследие. М., 2011. № 97. С.149–156
Глебова Т.Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / предисл. Е.Ф. Ковтуна // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 111, 118
Павел Филонов: реальность и мифы / [сост., авт. вступ. ст. и коммент. Л.Л. Правоверова]. М. : Аграф, 2008. С. 239–240