2.23.Борис Степанович Житков

Борис Степанович Житков (1882–1938) – писатель, путешественник. В 1927 г. совместно с Д.И. Хармсом организовывал Ассоциацию детских писателей при Доме печати. Сотрудничал со многими детскими газетами и журналами, в частности, журналами «Чиж» и «Еж», где, вероятно, и познакомился с Т.Н. Глебовой и А.И. Порет. Партнер Хармса по музицированию.

Исследователь. Интересно, что в фантастическом рассказе «Микроруки», опубликованном в 1931 г., Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий, получивших развитие с началом XXI в.

С.Я. Маршак сделал Бориса Житкова главным героем своего стихотворения «Почта». По этому произведению режиссер М.М. Цехановский снял первый советский звуковой мультфильм. В 1930 г. фильм вышел на экран. Автор конферанса – Д.И. Хармс. Композитор – В.М. Дешевов, близкий к обэриутам и принадлежавший к левому крылу ленинградских композиторов. «Почта» стала первым советским мультфильмом, имевшим широкую аудиторию, первым советским мультфильмом, широко показывавшимся за рубежом, а раскрашенная вручную версия стала первым советским цветным фильмом. Также новизной фильма стали неожиданные диагональные ракурсы и ритмическая, синхронизированная со звуком, организация рисунка.

Из воспоминаний Алисы Порет:
Он (Д.И. Хармс – прим. составителей) открыл мне веселье, смех, игру, юмор – то, чего мне так долго не доставало. С Хармсом в наш дом пришли крупные специалисты – Введенский, Е. Шварц, Олейников, Зощенко, Маршак, Житков и другие. Они соревновались, как мейстерзингеры, – смеяться было не принято, говорили как будто всерьез, от этого было еще веселее.

Из письма Даниила Хармса Борису Житкову:
Лениград. Октябрь 1936

Дорогой Борис Степанович, каждый день, садясь за фисгармонию, вспоминаю Вас. Особенно, когда играю II фугетту Генделя, которая Вам тоже нравилась. Помните, как там бас время от времени соглашается с верхними голосами при помощи такой темы:

Эта фугетта в моем репертуаре – коронный номер. В продолжение месяца я играл её по два раза в день, но зато теперь играю ее свободно. Марина не очень благосклонна к моим занятиям, а так как она почти не выходит из дома, то я занимаюсь не более одного часа в день, что чрезмерно мало. Кроме фугетты играю Палестриновскую «Stabat mater» в хоральном переложении, менуэт Джона Bloy'а (XVII в.), «О поле, поле» из Руслана, хорал es-dur Иоганновских страстей и теперь разучиваю арию c-moll из партиты Баха. Это одна из лучших вещей Баха и очень простая. Посылаю Вам верхний голос для скрипки, ибо, разучивая её только одним пальцем, я получал огромное удовольствие. У меня часто бывает Друскин. Но большая рояльная техника мешает ему хорошо играть на фисгармонии. Зато был у меня тут один молодой дирижёр, приятель Николая Андреевича, вот он действительно показал, чего можно достигнуть на фисгармонии. То меняя регистры, то особенно подавая воздух, он добивался такого разнообразия и так точно передавал оркестровое звучание, что я только диву давался. Кроме того, он играет со страниц партитуры в 22 строки так же свободно, как Вы читаете по-русски французскую книгу. Вдобавок он поёт на все голоса. Он пел секстет из Дон Жуана и так ловко перескакивал с голоса на голос, подчеркивая именно самые нужные моменты, что я воспринял секстет полностью. Как жаль, что Вы переехали в Москву. Я уверен, что этот молодой дирижёр доставил бы Вам много радости. <…> Остаюсь Ваш Даниил Хармс. Ул. Маяковского, 11, кв. 8.
Порет А. Воспоминания о Данииле Хармсе / предисл. В. Глоцера // Панорама искусств. М., 1980. Вып. 3. С. 348
Хармс Д. Малое собрание сочинений. СПб. : Азбука, 2010. С. 644–645