2.13.Владимир Владимирович Дмитриев

Дмитриев Владимир Владимирович (1900–1948) – художник театра, живописец. Прошел режиссерскую школу у В.Э. Мейерхольда, учился живописи у К.С. Петрова-Водкина. Со своего театрального дебюта в 1918 г. и на протяжении 1920-х гг., В.В. Дмитриев плодотворно работал, всегда предлагая острые, неожиданные сценические решения. К началу 1930-х гг. он уже оформил немало ярких драматических и музыкальных постановок в ленинградских театрах.

С аналитическим методом филоновской школы Дмитриев познакомился во время работы коллектива МАИ в Доме печати. В 1931 г. пригласил Т.Н. Глебову участвовать в оформлении оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Ленинградском Малом театре оперы и балета. В своей работе Глебова использовала «аналитический метод» построения картины. Критика неоднозначно оценила новую постановку, обращая внимание на несоответствие содержания оперы и сценографии.

В.В. Дмитриев был частым гостем дома Алисы Порет и Татьяны Глебовой. Герой нескольких живописных полотен Т.Н. Глебовой

Из дневника Павла Филонова.
По предложению т. Глебовой ходил с дочкй в Михайловский смотреть «Мейстерзингеры» в постановке тт. Глебовой и Дмитриева. В антракте познакомился с Дмитриевым. Эту постановку можно отнести к левой части изофронта, хотя художники исходили из основ аналитического искусства. Их проекты значительно урезаны дирекцией театра – это повредило постановке, кроме того им пришлось торопиться. Но и при учете слабых мест постановки – постановка крепкая, а в последнем действии сконцентрирована замечательная, еще небывалая сила

В этом действии, где задником является гигантская панорама Нюрнберга, написанная по принципам сделанной картины, художникам удалось достигнуть почти одинаковой степени напряжения цвета и формы в костюмах и в декорациях и тем создать динамическое единство того и другого.

Именно эта увязка и динамическая напряженность не удаются никому из постановщиков.

Мих. Глух. Вагнер в Малом оперном:
Художники Дмитриев и Глебова не только не пытались преодолеть статичность, заложенную в музыке, но, наоборот, усугубили ее неудачным, условно-декоративным оформлением. Художники пошли по стопам буржуазно-художественной культуры. На сцене развешаны красочные полотна, панно, скорее уместные для музея, чем для оперы Вагнера…

Из воспоминаний Марии Юдиной:
Татьяна Николаевна Глебова ведь музыкант, она играла на скрипке, обожала орган и дружила с Исаей Александровичем Браудо; поэтому так изумительна и была ее постановка (декорации и костюмы, 1932 г. – прим. автора) «Нюренбергских мастеров пения» Вагнера в Ленинграде, в Малом оперном театре (увы, шла она недолго — столь частая участь самого прекрасного!!).
12 мая 1932 года: Филонов П.Н. Дневники, 1930–1939 гг. / вступ. ст. Е. Ковтуна. СПб., 2000. С. 146
На премьере «Мейстерзингеров» // Красная газета, веч. Вып. 1932. 11 мая: Филонов П.Н. Дневники, 1930–1939 гг. / вступ. ст. Е. Ковтуна. СПб., 2000. С. 512
Юдина М.В. Статьи, воспоминания, материалы. М., 1978. С. 271