2.7.Павел Николаевич Филонов

Глебова Т.Н. Портрет П.Н. Филонова. 1965. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Павел Николаевич Филонов (1883–1941) – великий русский художник, один из лидеров русского авангарда, основатель и теоретик аналитического искусства. Художник-исследователь, как он официально именовал себя сам, поэт. Творческий метод Филонова основывался на теоретических установках, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового расцвета» (Жизнь искусства, 1923 г. Номер 20, С.13), в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности».

В 1923 г. П.Н. Филонов – профессор Академии искусств и член Института художественной культуры (ИНХУК). В июне–октябре 1925 г. в Академии художеств (ВХУТЕИН) ведет занятия с учениками, которые позднее образовали коллектив Мастеров аналитического искусства (МАИ).

Школа Филонова – одна из крупных школ русского авангарда, признана в 1927 г. и существовала официально до 1932 г. Затем Филонов продолжает курировать работу учеников, в частности, иллюстрировавших карело-финский эпос «Калевала».

C мая 1930 г. по январь 1939 г. П.Н. Филонов вел «Дневник», в котором отражены события его творческой жизни и взаимоотношений с учениками, среди которых были Т. Глебова, А. Порет. П.Н. Филонов не раз бывал в их Доме, и только в его дневнике можно найти запись, ставшую документальным свидетельством об утраченной части композиции «Дома в разрезе» и ее содержании.

Жизнь и творчество его последующих лет засвидетельствовано в воспоминаниях целого ряда его учеников. Т.Н. Глебова написала в 1967 г. воспоминания об учителе (переработаны в 1978 г.), А.И. Порет в записях 1960-х и последующих лет не раз возвращалась в записях к образу Великого учителя. Известны живописные портреты Филонова, написанные его верными ученицами Т.Н. Глебовой и А.И. Порет.

Филонов скончался в блокадном Ленинграде 3 декабря 1941 г. похоронен на Серафимовском кладбище. Его произведений нет в собрании Ярославского художественного музея, но есть произведения целого ряда его учеников.

Филонов стал «дирижёром» для Т.Н. Глебов и А.И. Порет. Облик Учителя угадывается на полотне «Дом в разрезе» в аскетичной фигуре с дирижёрской палочкой в руках. Образ дирижёра в динамичном сюжете – знак признания и уважения к мастеру, призывавшему своих учениц писать «симфоническое многообразие жизни».

Из воспоминаний Алисы Порет:
После Петрова-Водкина судьба одарила меня по-царски ещё одним учителем. Увидев в руках учеников Академии книжку Филонова с рисунками «Пропевень о проросли мировой», я и мой друг Татьяна Глебова тут же бесповоротно решили идти за ним, как за Иисусом Христом.

Из воспоминаний Алисы Порет:
"Опять Вы, т. Порет, какой-то портретик рисуете? Опять поклонник??" – "Да нет, П.Н., это мой друг Петр Соколов. Я начала, глаз похож, а лица как-то не вижу, не помню…" – "Если не помните, рисуйте пелену забвения, выдумывать и врать не надо – а лучше бросьте это и рядом рисуйте симфоническое многообразие жизни!!

Из рукописи Татьяны Глебовой:
Я художник. Я музыкант. Два начала боролись во мне… Я нашла Филонова, и в его методе музыкальная незримая отвлечённость соединилась со зримой изобразительной стихией. Драма с музыкой разрешилась в художестве. Но любовь к музыке не прошла, а стала моей музой в изобразительном творчестве.

Из воспоминаний Алексея Быкова:
… Об идеологических позициях Филонова М.В. знала через этих двух знакомых художниц (А.И. Порет и Т.Н. Глебову – прим. составителей), и он, вероятно, знал о её деятельности через них, да и вообще сама по себе М.В. была заметным человеком в Ленинграде. Я помню её высказывание о Филонове, однажды как-то она мне сказала: «Мы с ним стоим на разных позициях»… Филонов, зная, что я ученик Марии Вениаминовны, мне сказал: «Мы находимся на разных полюсах с Марией Вениаминовной, как север и юг, по-разному настроены, но друг друга уважаем, потому что одинаково ревностно, честно, так сказать, защищаем свои позиции»…

Из воспоминаний Татьяны Глебовой о Павле Филонове:
Павел Николаевич работал все время. Он говорил ученикам, уезжавшим куда-либо путешествовать и набраться свежих впечатлений: «Я просидел 25 лет спиной к окну». Правда в молодости он побывал за границей и впечатления от путешествия тогда ему были нужны.

Евгений Кибрик:
… Филонову исполнилось сорок четыре года. Мы отметили это событие, но, конечно, самым скромным образом. Немного водки всё же мы достали. Помню, как Павел Николаевич прихлёбывал водку из блюдечка, говорил при этом, что «он ценит водку за её вкусовые качества»…

Из воспоминаний Татьяны Глебовой о Павле Филонове:
… Голос у Павла Николаевича был звучный, низкий, красивого бархатного тембра. Он рассказывал, посмеиваясь, что за ним гонялся певец, уговаривая его учиться пению. О музыке при мне он высказался только один раз, сказав, что сильнее всего на него действовала гармошка.

Не чужд он был и легкой шутке: как-то уже весной вошел в комнату, в которой мы писали наши холсты, в надвинутой до бровей кепке и вдруг внезапно сорвал её с головы. Эффект был поразительный: он обрился, голова была совсем голубая над черными бровями и смеющимися глазами.

Или раз, когда смотрел, как расписали цилиндр для спектакля, надел его и сказал: «Я рожден для цилиндра». Хлебников метко нарисовал его портрет, когда написал: «Я смотрел в его вишневые глаза и бледные скулы». А зрение у Павла Николаевича было такое мощное, что мог смотреть, не мигая, на солнце; когда же оно стало ослабевать – сопротивлялся, очки не носил, вглядывался, прищуривался, в рисунок.

Из воспоминаний Алисы Порет:
Несмотря на наше с Глебовой прилежание, Филонов относился к нам с недоверием, считая нас чужими – чуть не классовыми врагами. Мальчики – особенно Кибрик и Рабинович – ему доносили на нас дикие россказни. Филонов: «Товарищ Глебова, а это правда, что у вас были имения в Ярославской губернии?» – «Нет, неправда, – ответила она, был только конный завод» (смех в зале). «Товарищ Порет, а вот наши мастера были у вас дома и видели во всю комнату ковер – огромного тигра, – вы знаете, сколько он стоит? А золотой стол с инкрустациями, как в Эрмитаже?» Я с удивлением на него посмотрела. «Ну, а собака? – на то, что она ест, можно трех бедных детей прокормить!! Стыдитесь, товарищ Порет!»

<…> Мы все понимали, что Филонов для контраста, за отсутствием врагов народа, делает из нас с Глебовой вредителей и буржуев. К сожалению, этим воспользовались двое: Кибрик и Рабинович, они доносили на нас и травили, как могли. Кончилась их деятельность тем, они написали большую статью против Филонова, в надежде, что это им сделает карьеру. Филонов умер с голоду в самом начале блокады.

В мае 1931 г. Кибрик выступил в печати (в журнале «Юный пролетарий») с публичным отречением от Филонова и его творческого метода, инициировав раскол в группе МАИ, в результате которого многие ученики Филонова покинули коллектив. Т.Н. Глебова и А.И. Порет остались верными своему учителю до конца – Прим. составителей

Из воспоминаний Татьяны Глебовой о Павле Филонове:
Когда Филонов умер, я была еле движущаяся дистрофичка. Но все же притащилась к нему. Он лежал на столе, величественный среди картин, еще висевших по стенам.

<…>

Павел Николаевич говорил про себя: «Я беспартийный большевик, я занят живописью, мне некогда, а то бы я вступил в партию». Нас, учеников, называл товарищами. Из чувства единения вместо «я» всегда говорил «мы». Ему казалось, что революция в искусстве идет в ногу с революцией в жизни. <…>

Он мечтал, чтобы был устроен музей аналитического искусства, ради этого не продал ни одной вещи, будучи нищим.

Филонов был гениальный художник, он открывал новые формы, переворачивал сознание, заставляя расправляться с внешними явлениями, изучая их и бесстрашно экспериментируя в окружающей действительности и внутри себя, в мире видимом и невидимом.

Порет Алиса Ивановна, 1902–1984 : живопись, графика. Фотоархив. Воспоминания / [Ильдар Галеев: сост. и коммент.; Наталья Борисовская: ред.]. М. : Галеев Галерея, 2013. С. 142
Порет Алиса Ивановна, 1902–1984 : живопись, графика. Фотоархив. Воспоминания / [Ильдар Галеев: сост. и коммент.; Наталья Борисовская: ред.]. М. : Галеев Галерея, 2013. С. 103
Глебова Т.Н. Письма после смерти : [отрывки из неопубликованной рукописи были переданы в ЯХМ художником С.Н. Спицыным в 1989 г.]. См.: Научный архив Ярославского художественного музея. Фонд Т.Н. Глебовой. В обработке
Вспоминая Юдину. М., 2008. С. 39–40
Глебова Т.Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / предисл. Е.Ф. Ковтуна // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 123
Павел Филонов: реальность и мифы / [сост., авт. вступ. ст. и коммент. Л.Л. Правоверова]. М. : Аграф, 2008. С. 258
Глебова Т.Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / предисл. Е.Ф. Ковтуна // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 124
Порет Алиса Ивановна, 1902–1984 : живопись, графика. Фотоархив. Воспоминания / [Ильдар Галеев: сост. и коммент.; Наталья Борисовская: ред.]. М. : Галеев Галерея, 2013. С. 37–38
Глебова Т.Н. Воспоминания о Павле Николаевиче Филонове / предисл. Е.Ф. Ковтуна // Панорама искусств. М., 1988. Вып. 11. С. 125–126