1.1.Открытие

«Дом в разрезе» – самое загадочное произведение в собрании Ярославского художественного музея. Неординарны и судьба полотна, и его сюжет, и сама жизнь авторов и персонажей картины…

Произведение было обнаружено сотрудником Ярославского художественного музея в петергофской квартире Татьяны Николаевны Глебовой (Ленинградская область) при просмотре работ из ее наследия в 1989 г. Среди папок с графическими листами, холстами на подрамниках в кладовке был найден рулон с холстами. Наследницу, сестру художницы, Людмилу Николаевну Глебову пришлось уговаривать, чтоб она позволила его достать и раскатать на полу в тесном пространстве комнаты. В рулоне оказались полотна филоновского периода. Многие из них позже поступили в музейные коллекции, в частности, «Восхождение на Исаакий» (1929, Архангельский областной музей изобразительных искусств), «Портрет И. Браудо» (1930, Костромской историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), «Групповой портрет» (1932, Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Другое название, употребляемое Т.Н. Глебовой – «Братская могила». На полотне изображены П.Н. Филонов, А.И. Порет, П.М. Кондратьев, С.М. Гершов, М.В. Юдина, И.А. Браудо, В.В. Дмитриев, В.С. Костровицкая и сама Т.Н. Глебова).

Внимание ярославского искусствоведа привлек холст, разрезанный на три части (размеры частей: 134 х 150; 47,5 х 59,5; 75,5 х 61; при их соединении общий размер – 153 х 197). По нижнему краю читалась утрата, т.к. композиция не имела логического завершения.

На обороте большого фрагмента слева внизу имелась надпись: «Т. Глебова и А. Порет. ”Дом в разрезе”. 1931 г.»

Именно это полотно было увезено в Ярославский художественный музей. Благодаря достаточно оперативной для того времени работе по закупке, уже 14 января 1990 г. зачислено в основной фонд живописи (ЯХМ – 21545. Инв. № Ж–2732).