3.13.«Культурная пивная»

Невский проспект, д. 30

Пивная «Бавария», она же «Культурная пивная», она же «Красная Бавария».

Напротив ДЕТГИЗА (сейчас «Дом книги»), на нынешнем спуске в станцию метро «Гостиный двор», в 1925 г. здесь была открыта пивная «Бавария». В этой популярной пивной торговали продукцией знаменитого ленинградского пивного завода «Красная Бавария». Днем это место действительно выглядело благоприятно и культурно. Сюда любили заходить сотрудники различных издательств, располагавшихся в Доме книги, а также счастливые авторы после получения гонорара.

«Культурная пивная» была описана Заболоцким в стихотворении «Красная Бавария» («Вечерний бар») в 1926 г. и которое открывало «Столбцы» в издании 1929 года.

Николай Заболоцкий. Вечерний бар:
В глуши бутылочного рая,

Где пальмы высохли давно, –

Под электричеством играя,

В бокале плавало окно;

Оно, как золото, блестело,

Потом садилось, тяжелело;

Над ним пивной дымок вился...

Но это рассказать нельзя.

И в том бутылочном раю

Сирены дрогли на краю

Кривой эстрады. На поруки

Им были отданы глаза.

Они простерли к небесам

эмалированнные руки

И ели бутерброд от скуки.

Вертятся двери на цепочках

спадает с лестницы народ,

трещит картонною сорочкой,

с бутылкой водит хоровод;

сирена бледная за стойкой

гостей попотчует настойкой,

скосит глаза, уйдет, придет,

потом с гитарой на отлет

она поет, поет о милом,

как милого она кормила,

как ласков к телу и жесток, –

впивался шелковый шнурок,

как по стаканам висла виски,

как, из разбитого виска

измученную грудь обрызгав,

он вдруг упал. Была тоска,

и все, о чем она ни пела, –

в бокале отливалось мелом.

Мужчины тоже все кричали,

они качались по столам,

по потолкам они качали

бедлам с цветами пополам.

один рыдает, толстопузик,

другой кричит: я – иисусик,

молитесь мне – я на кресте,

в ладонях гвозди и везде…

К нему сирена подходила,

и вот, тарелки оседлав,

бокалов бешеный конклав

зажегся, как паникадило.

Глаза упали, точно гири,

Бокал разбили, вышла ночь,

и жирные автомобили,

схватив под мышки Пикадилли,

легко откатывали прочь.

Росли томаты из прохлады,

и вот опушенные вниз –

краснобаварские закаты

в пивные днища улеглись,

а за окном – в глуши времен

блистал на мачте лампион.

Там Невский в блеске и тоске,

в ночи переменивший кожу,

гудками сонными воспет,

над баром вывеску тревожил;

и под свистками Германдады,

через туман, толпу, бензин,

над башней рвался шар крылатый

и имя «Зингер» возносил.

Авг. 1926

Из воспоминаний Алисы Порет:
<…> Самое кровопролитное событие произошло в «Культурной пивной». Петю (П.П. Снопков – муж А.И. Порет (1933–1935) – прим. составителей) на пари раскачали шесть человек и выбросили ногами вперед через толстое зеркальное стекло. Он остался жив, но был искромсан осколками.

Заболоцкий Н.А. «Огонь, мерцающий в сосуде…» : стихотворения и поэмы. Переводы. Письма и статьи. Жизнеописание. Анализ творчества / сост., жизнеописание, примеч. Н.Н. Заболоцкого. М. : Педагогика-Пресс, 1995. С. 118–119
Порет Алиса Ивановна, 1902–1984 : живопись, графика. Фотоархив. Воспоминания / [Ильдар Галеев: сост. и коммент.; Наталья Борисовская: ред.]. М. : Галеев Галерея, 2013. С. 53