2.1.Алиса Ивановна Порет

Алиса Ивановна Порет (1902, 15 апреля – 1984, 15 февраля) – художник книги, живописец и график.

Родилась в Петербурге в семье главного врача Путиловского заводаю, француза по происхождению Ивана Порета и шведки Цецилии Линдстрем (в замужестве Порет). В 1910-е гг. училась в гимназии Святой Анны (Анненшуле, нем. Annenschule) в Петербурге–Петрограде. В 1920 г. служила в Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин) и в том же году поступила в Рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Петрограде. В 1921 г. без экзаменов перевелась в Государственные свободные художественные учебные мастерские (с августа 1921 г. – ВХУТЕМАС), училась у А.И. Савинова и К.С. Петрова-Водкина.

В конце зимы 1925 г. вместе с Т.Н. Глебовой впервые посетила мастерскую П.Н. Филонова. В 1925 г. вышла замуж за искусствоведа А.М. Паппе (1881–1927), сотрудника Эрмитажа, специалиста по голландской живописи. В 1926 г. стала членом общества «Круг художников», организованного выпускниками ВХУТЕИНа. С конца 1926 г. начала заниматься в мастерской П.Н. Филонова, была членом группы «Мастеров аналитического искусства» (МАИ). В 1927 г. вместе с коллективом МАИ участвовала в оформлении Дома Печати в Ленинграде на Фонтанке. В рамках этой работы написала живописное панно «Нищие и беспризорники», или «Люмпен-пролетарии» на одном полотне с Т.Н. Глебовой, автором второй композиции – «Тюрьма».

С 1927 г. работала вместе с Т. Глебовой в Детском отделении Госиздата, в журналах «Чиж» и «Ёж». В эти годы при иллюстрировании детских книг они часто ставили подписи одна за другую, оформили совместно не менее 16 книг, не раз писали полотна в «четыре руки».

В филоновский период с 1927 по 1933 гг. жили вместе в Ленинграде на Международном (Московском) проспекте, д. 16 / Набережной Фонтанки, 110, кв 4. В те годы квартиру Алисы Порет посещали художники, представители артистических и литературных кругов: пианистка М.В. Юдина, органист И.А. Браудо, обэриуты Д.И. Хармс, А.И. Введенский, Н.М. Олейников, оставившие поэтические посвящения хозяйке. Родительский дом Алисы Порет стал литературно-художественным салоном, одним из важных ленинградских адресов творческих встреч конца 1920-х – начала 1930-х гг.

В 1932–1933 гг. в составе тринадцати учеников П.Н. Филонова иллюстрировала книгу карело-финского эпоса «Калевала» (издательство «Аcademia», 1933).

Т.Н. Глебова вспоминала :
«Работа велась строго по принципу аналитического метода П.Н. Филонова <...>Работали каждый у себя дома, два раза в неделю собирались у П.Н. Филонова. <...> Наибольшее количество иллюстраций сделала А. Порет. Много сделал М. Цыбасов. Некоторые успели сделать только по одной картинке».

В 1933–1934 гг. Порет была в браке с художником П.И. Снопковым. После разрыва с ним вышла замуж за композитора Бориса Сергеевича Майзеля, с которым прожила двадцать пять лет (1936–1962).

А.И. Порет вместе с другими художниками МАИ подверглась гонениям и несколько раз изгонялась из Союза художников за приписываемый ей «формализм в искусстве». Всю жизнь художница работала как книжный график. В 1936 г. иллюстрировала книгу «Война мышей и лягушек (Батрахомиомахия). В 1937 г. – «Кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана (издание не осуществлено) и другие.

Начало войны провела в блокадном Ленинграде. В 1942 г. эвакуировалась вместе с мужем Б.С. Майзелем в Свердловск. После эвакуации вернулась в Ленинград, но уже в 1945 г. вместе с мужем переехала в Москву, где жила до конца жизни (ул. Огарёва, д. 13). В 1960 г. стала автором первых иллюстраций к книге А. Милна «Винни-Пух и все остальные» в пересказе Б. Заходера, в эти же годы иллюстрировала детские произведения Д.И. Хармса в издательстве «Малыш».

В московский период создала более 200 живописных и графических станковых произведений. В апреле 1974 г. в Доме архитекторов (Москва) состоялась первая персональная выставка А.И. Порет. В октябре 1974 г. – вторая персональная выставка в Доме Ученых (Москва), где экспонировалось 50 произведений. В 1980 г. в МОСХе открылась третья персональная выставка и имела большой успех. Был издан каталог: Алиса Порет. Выставка произведений. Живопись. Графика» [автор вступительной статьи А. Сарабьянов., М., 1980].

Талант удивительного рассказчика проявился на страницах рукописных тетрадей – альбомов Алисы Порет – с записками, рисунками, воспоминаниями. Здесь остроумие, незаурядный литературный дар, помноженные на мастерство художника и энергию неутомимого игрока, открыли её несомненный талант – талант ярко жить, и целый мир взаимоотношений, ситуаций, анекдотов из жизни тех, кто сегодня классики для историков литературы, искусства и музыки.

А.И. Порет скончалась в Москве 15 февраля 1984 г.

Из воспоминаний Марии Юдиной:
Узнала я стихи Хармса посредством двух замечательных художниц: Татьяны Николаевны Глебовой (супруги тоже замечательного художника –Владимира Васильевича Стерлигова) и Алисы Ивановны Порет. Обе они тогда работали под руководством изумительного мастера Филонова. Порет, Глебова, Хармс и, вероятно, Введенский, кроме многих других поэтов и художников, работали все, помимо своих главных работ, не на заказ, а д л я создания своего именно искусства, своего творческого пути, в Детгизе, возглавляемом тогда (подробности, так сказать, ведомственные мне неизвестны, но ведь они и несущественны!) Самуилом Яковлевичем Маршаком. Общеизвестно, сколько Самуил Яковлевич совершил для литературы русской, детской и не детской, и для людей, – об этом мне писать незачем. Но Алиса Ивановна и Тата Глебова и ввели меня в поле зрения и в дом Маршака; встреч моих с Самуилом Яковлевичем было не столь уж много, но все они были ярки, своеобразны, насыщенны, поэтичны, теплы, задушевны...

Из воспоминаний Алисы Порет:
У нас в доме произошли перемены. Мой брат, закончив институт, был послан на три года на границу Афганистана. В комнате поселилась Глебова. Мы работали с утра, писали маслом; потом гуляли с Хокусавнушкой, делали вместе детские книжки, уходили в концерты. Я злила сонату Франка, через две комнаты Глебова играла на скрипке. По вечерам мы принимали друзей. У Татьяны Николаевны бы громокипящий роман с органистом Браудо, а у меня ни с кем. После моего первого мужа мне никто не нравился.

Из воспоминаний Алисы Порет о Данииле Хармсе:
В то время у нас жила художница Т. Глебова. Мы очень дружили, писали вместе, сидя рядом, большие полотна маслом, и научились рисовать, ведя карандашом с двух сторон, и всегда все сходилось. Так же мы делали все детские книжки и рисунки для «Чижа» и «Ежа». Меня почему-то невзлюбил В.В. Лебедев и не давал мне работы, он называл меня мужеподобной кривлякой, а Глебова не имела успеха у другого редактора, и наши книжки появлялись то под моей, то под её фамилией, а делали мы их вдвоём. Наш секрет с Глебовой никогда не был открыт, хотя о нём знали десятки людей, бывавших у нас в доме.

Из дневника Даниила Хармса. 22 ноября 1932:

 Ничего не буду писать о Порет, но если бы и стал писать, то написал бы самое лучшее.

Из дневника Даниила Хармса. 18 февраля 1933:
 Новый год встречал с Глебовой. А потом приехали ко мне Алиса Ивановна и Снопков. Они целовались, и мне было это мучительно видеть.

 Евгений Сперанский. Мой друг Владимир Стерлигов.  

В одном мое свидетельство как будто достоверно: хотя они (Т.Н. Глебова и В.В. Стерлигов – прим. составителей) и встретились здесь (в Алма-Ате) случайно, но знали друг друга в прежней довоенной жизни, потому что оба жили в Ленинграде, оба художники, а круг ленинградских художников достаточно узок. Знали друг друга, но при встречах, кажется, даже не кланялись. Прекрасно помню иронические слова Владимира: «Ходили по Ленинграду две такие элегантные красавицы, Глебова и ее подруга Порет, гордые, неприступные…»

Глебова Т.Н. О предстоящей выставке «Academia» (1976) // Павел Николаевич Филонов. Под редакцией Джона Э. Боулта, Николетты Мислер, Ирины Меньшовой / Experiment/Эксперимент. Журнал русской культуры. №11. LA (USA), 2005. С 252–255
Юдина М.В. Статьи, воспоминания, материалы. – М., 1978. С. 270–271
Порет Алиса Ивановна, 1902–1984 : живопись, графика. Фотоархив. Воспоминания / [Ильдар Галеев: сост. и коммент.; Наталья Борисовская: ред.]. М. : Галеев Галерея, 2013. С. 38
Порет А. Воспоминания о Данииле Хармсе / предисл. В. Глоцера // Панорама искусств. М., 1980. Вып. 3. С. 349
Хармс Д. Записные книжки. Дневник : в 2 кн. / подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина ; вступ. ст., примеч. В.Н. Сажина. СПб. : Академический проект, 2002. Кн. 2. С. 203
Хармс Д. Записные книжки. Дневник : в 2 кн. / подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина ; вступ. ст., примеч. В.Н. Сажина. СПб. : Академический проект, 2002. Кн. 2. С. 216
Наше наследие, 103, 2012