2.9.Александр Александрович Осмёркин

Александр Александрович Осмёркин (1892–1953) – художник и педагог, член художественного объединения «Бубновый валет».

Судьба художника была связана с Москвой и Ленинградом. Начиная с 1927 г., поездки в Ленинград становятся регулярными и долговременными. Кроме работы по созданию полотна «Красная гвардия в Зимнем дворце», пишет пейзажи города, а с лета 1932 г. возглавляет индивидуальную мастерскую в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (Ленинградская Академия Художеств). А.А. Дейнека так вспоминал Осмеркина: «Рассеянный мягкий лирик, любитель поэзии, человек абсолютного живописного слуха, артист без всякого „делячества“, беззаветно влюблённый в искусство, для которого оно было чем-то намного большим, чем любые практические мысли или вопросы тщеславия».

Среди его знакомых можно встретить целый ряд лиц, которые входили в число знакомых Т.Н. Глебовой и А.И. Порет. В частности, это семья Б.С. Малаховского – графика, карикатуриста, сотрудника журналов «Чиж» и «Еж», первого иллюстратора «Золотого ключика» А.Н. Толстого – из окон их квартиры, как и из квартиры А.И. Порет, он писал ленинградские пейзажи. В 1930-е гг. А.А. Осмеркин был частым гостем дома Алисы Порет. Образ художника живо запечатлен в её воспоминаниях и рисунках.

Из воспоминаний Алисы Порет:
«Александр Александрович Осмеркин любил дома, где ему давали писать пейзажи из окна. <…> Наутро Саша явился в хорошем настроении, сказал, что я настоящий друг, и с увлечением писал сад, клены за стеной и ярко-синюю Фонтанку…

Саша был доволен работой. Потом я уехала на юг, и когда мы увиделись, было лето в разгаре, и он переписал весенние, голые почти деревья на кудрявую зелень и говорил, что, пожалуй, так интереснее. Осенью, когда все стало красное и золотое, Саша стонал и охал, какая красота, читал стихи Пушкина про осень и опять все переписал…

Так менялись времена года, и когда выпал снег, Саша вдруг позвонил и сказал:

– Ну, а как там снежок из окна?

Он приехал, читал стихи про зиму и изобразил на снегу лошадку и сани, а то было как-то не очень интересно, – много белого. В этом виде и остался пейзаж. Все это можно в наши дни проверить рентгеном».

/ Какой это пейзаж? Где он? Сохранился ли? Было бы нам интересно увидеть вид из окна Дома Алисы Порет, запечатленный в разные времена года Александром Осмёркиным!.. – Прим. составителей



Из воспоминаний Алисы Порет:

ПАСХАЛЬНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ

Прибывает поезд Москва – Ленинград: едет жена художника О. везет мужу пасху, кулич и крашеные яйца. В это время он и натурщица Катя пьют чай.

ЭТО ПЛОХО – ГРЕХ.

З-в-о-н-о-к!

– Раздевайся скорее, умоляет он.

ЭТО ХОРОШО – РАБОТА.
Алиса Порет рассказывает и рисует. Из альбомов художника. / Предисловие Владимира Глоцера // Панорама искусств. Вып. 12, М., 1989. – с. 401–402
Алиса Ивановна Порет. Записки, рисунки, воспоминания. Книга первая. М.: Барбарис, 2012. с. 66–67