2.10.Петр Иванович Соколов

П.И. Соколов. Автопортрет. 1921. Государственный Русский музей
Петр Иванович Соколов (1892–1937) – художник книжной иллюстрации, живописец график. Выпускник Петроградского ВХУТЕМАСа (1918–1922), созданного на базе ВХУ Академии художеств. Ученик живописной мастерской К.С. Петрова-Водкина, один из ведущих художников «Детгиза». Работал и общался с обэриутами. Друг Б. Житкова, Е. Шварца, неоднократно упоминается в нескольких стихотворениях Д. Хармса. Известно, что в комнате Хармса висели его картины. Сохранился билет на вечер «Три левых часа» на имя Соколова за подписью Хармса.

П.И. Соколов до настоящего времени является одним из мастеров отечественного искусства 1920-х–1930-х, чье имя и творчество требуют внимания и достойной оценки.

Воспоминания А.И. Порет ярко и образно воссоздают события, связанные со знакомством, взаимоотношениями и ролью, которую Соколов сыграл в её творческой жизни.

Из воспоминаний Алисы Порет:
ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ. Я училась в Академии художеств у К.С. Петрова-Водкина. В дипломной мастерской работали Чупятов, Бенита Эссен, Лаппо-Данилевский и Пётр Соколов. Про него Водкин раз сказал: «Мне бы одну десятую его таланта – и я был бы спокоен, что что-то могу сделать». Я недоверчиво на него посмотрела и улыбнулась. «Вы мне не верите – пойдемте, я Вас сведу к нему в мастерскую».

Мы поднялись по чугунной лестнице на верхний этаж. В огромной мастерской, перед большим холстом стоял высокий человек с негритянского типа лицом. П.-В. нас познакомил и велел Соколову приглашать меня, когда будет натура. «Он Вас научит лучше, чем я», – сказал он, уходя.

Мы быстро подружились. Откуда берутся такие девушки, говорил С. Откуда появляются такие таланты, думала я. Для меня началась новая жизнь.

Он написал мой портрет и дарил мне лучшие свои рисунки. Постепенно на них стали появляться надписи – «Ледяной Деве», «Святая Алиса», «Ленинградская Сольвейг» и в этом роде. Я делала вид, что не умею читать. Потом он сделал очень красивую акварель с льдинами и весенними красными стволами и написал на обороте своим мелким, бисерным почерком: «Когда тронется лед?». Я как-то показала акварель Водкину. Он сказал: «Вот видите, какой молодец – я Вам говорил, что он лучше всех». Повернув бумагу, он прочел надпись. «Дайте мне резинку», – строго прибавил он и тщательно стер карандаш. «Больше я Вам ничего не скажу», – и вышел, не простившись. А мне и не нужно было ничего говорить. Я знала, что у него в Англии жена (дочь Бенуа) и двое детей, и настоящий взрослый роман с Лизой Р. «Это моя Земная Любовь, а вы Небесная», – говорил он мне со вздохом. Я отмалчивалась. Он всегда провожал меня домой, нес мой этюдник, и мы подолгу, не входя в подъезд, стояли под воротами. Я боялась, чтобы нас не увидел отец. Дома у нас были строгости неописуемые. Именно потому, что Лиза его ждала, а я не пускала даже в подъезд, Соколов считал, что ему больше всего на свете хочется посмотреть мой дом, и как я живу, и мою комнату.

Однажды, очень рано, – звонок. Я открываю дверь и вижу закутанного шарфом, в снегу, молочника, с бидоном и кружкой в руке. «Кто это?», спросила мама за моей спиной. «Молоко», прохрипел молочник голосом Петра Соколова. Я бросилась бегом к себе и, дрожа от страха и гнева, ждала катастрофы. Потом вошла мама и сказала: «Хорошо, что принесли молоко, а то надо было бы идти в такую метель. Знаешь, какой-то странный молочник, смотрел всё по сторонам, молоко пролил, сдачу никак не мог сосчитать – говорит, будет ходить». Так продолжалось около 2-х недель.

Мне было стыдно, и за него, и за себя. И я попросила маму ему отказать. Мне было ясно, что если я уступлю ему даже в пустяке, меня постигнет участь бедной Лизы. Обиделся он смертельно. Я не ходила к нему рисовать, он не мог без меня работать, и мы, наконец, помирились.

И все-таки он сделал еще одну попытку прорваться в наш дом. Я как-то сказала ему днем, что спешу домой, т. к. наши идут в театр. Только что они ушли – звонок. Считая, что они что-то забыли, я доверчиво открыла дверь. На пороге – Соколов. Он быстро прошел мимо меня и, не снимая пальто, прямо в комнаты. Я прыгнула на стул и выключила рубильник – во всей квартире наступила кромешная темнота. Через дверь я увидела, что он зажег спичку, и его освещенное лицо с интересом разглядывало картину на стене. Не помню, что я ему сказала, но через секунду он был на лестнице. На этот раз ссора была длительная.

Нрав у него был крутой, переменчивый. Он увлекался то одним, то другим, и пугал меня каким-то буйным непостоянством и приступами отчаянного неверия в себя. «Вы выжали из меня все лучшее, что у меня было, – говорил он мне с горечью, – а мне ничего не дали взамен». «У нас в стране обучение бесплатное», – отвечала я, чтобы что-то сказать.

Все, что он мне дарил, прекрасные его письма, рисунки, все погибло в Ленинграде, во время блокады. Никто не знает, кроме меня, какой он был замечательный художник. Самая лучшая его работа – эскиз к конкурсной картине «Летучий Голландец» – была мне подарена, и Петров-Водкин сказал мне: «Повесьте это у себя и, выражаясь старомодным языком, пусть это будет Вашей путеводной звездой».

Оба они были моим высшим образованием, а то мне пришлось бы ограничиться Академией художеств.

Даниил Хармс. Короткая молния пролетела над кучей снега
Короткая молния пролетела над кучей снега
зажгла громовую свечу и разрушила дерево.
Тут же испуганный баран
опустился на колени
Тут же пронеслись дети олени
Тут же открылось окно
и выглянул Хармс
а Николай Макарович и Соколов
прошли разговаривая о волшебных цветах и числах.
Тут же прошел дух бревна Заболоцкий
читая книгу Сковороды
за ним шел позвякивая Скалдин
и мысли его бороды
звенели. Звенела хребта кружка
Хармс из окна кричал один
где ты моя подружка
птица Эстер улетевшая в окно
а Соколов молчал давно
уйдя вперед фигурой.
а Николай Макарыч хмурый
писал вопросы на бумаге
а Заболоцкий ехал в колымаге
на брюхе лежа
а над медведем Скалдиным
летал орел по имяни Сережа.
<март 1931>

Из записной книжки Даниила Хармса:
«16 марта (1931 – прим. составителей). Сидел у Соколова он писал с меня портрет».
Порет А.И. Записки, рисунки, воспоминания. М. : Барбарис, 2012. Книга первая. С. 202–211
Хармс Д. Малое собрание сочинений. СПБ. : Азбука, 2010. – с. 163–164
Хармс Д. Записные книжки. Дневник : в 2 кн. / подг. текста Ж.-Ф. Жаккара и В.Н. Сажина ; вступ. ст., примеч. В.Н. Сажина. СПб. : Академический проект, 2002. Кн. 1. С. 387